Главная страница
Дневник похода Заброска Маршрут Фотоальбом Участники группы Питание Медицина Снаряжение Финансы Партнеры Контакты
Дневник похода
При поддержке Нижегородского Горного Клуба
5.08.2012
Перевал Куйгук (1А)

Наш день начался рано – где-то в 06:30. Позавтракали, собрались и часов в 08:00, надев каски и вооружившись ледорубами, начали покорение перевала Куйгук (1А). Сначала поднялись по курумнику к площадке перед перевальным взлётом. Потом начали подниматься на перевал по сыпухе. На ней отчетливо виднелась тропа. Во время подъема мы увидели туристов на перевале справа.

Перевал Куйгук 1А

Препятствие встретило нас почти наверху – тропа уходила в гладкую скалу, на которую мы не рискнули забраться без страховку. Веревку провесить было тоже крайне сложно, поэтому решили взять левее и залезть в другом месте. Группа разделилась по тройкам – Леша, Настя и Коля; Маша, Дина и Андрей. В одном месте пришлось взобраться на камень свободным лазанием – все справились.

Первой на перевал взобралась Настя – у нее дух захватило от открывшегося вида на долину и на ледники по другую сторону. На секунду она почувствовала огромное счастье, но… увидела, что по ногами скалы заканчиваются обрывом. Подоспела вся группа. Мы поняли, что здесь нам не спуститься. Не зря туристов мы видели значительно правее того места, на которое взобрались. Однако они могли без труда спустить по веревке по гладкой скале – подняться же там было намного сложнее.

Повелитель перевала Куйгук

Пришлось траверсировать вдоль хребта к месту, где можно было спуститься. Жутковато переползать от камня к камню по узкой тропке возле скалистой стенки, помогая себе ледорубом и держась за скальные выступы, боясь потерять равновесие. Справа – практически обрыв с камнями, курумником, сыпухой… Оступиться, мягко говоря, не хотелось.

По хребту

На перевал мы забрались где-то около 11:00. Дина была в эйфории, ведь это, как она говорила, самое экстремальное, что она испытывала в своей жизни. Взору открылись и каменистые горы, и ледники, и озеро Куйгук, и долина реки Куйгук. Спуск начался через час. До самого вечера мы преодолевали моренные валы, курумник, березку. Не потерять тропу на таком ландшафте нам помогали туры.

К озеру Куйгук

Озеро Куйгук, как и Акчан, бирюзовое, разве что в него как будто добавили немного зеленой краски и молока. Вода кажется густой и вязкой, словно кто-то растопил в горной котловине фисташковое мороженное.

Изгибы озера Куйгук

На полуострове мы увидели многочисленных туристов «матрасников», которые пришли или приехали просто посмотреть на красоту озера. Пока мы не разглядели, что людей там много, мы надеялись, что это группа Кирилла Макарова. Дело в том, что по нашим прикидкам, Кирилл, после того как мы перевалили Куйгук, должен был быть выйти на связь или даже уже встретиться нам на пути. Сеанс связи у них с Лёшей был в 12:00 – 13:00 и в 20:00 – 21:00 каждого походного дня (в это время они держали рации включёнными).

Остановились на стоянку недалеко от обрыва, с которого падал водопад в озерцо, с которого и начиналась река Куйгук. Озерцо перед речкой Куйгук, в отличии от озер Акчан и Куйгук, было абсолютно прозрачным. К месту стоянки мы пришли в 17:00.

Озеро и ледники

Настя и Леша ушли фотографировать – они не могли упустить возможности запечатлеть такие виды. Меж тем Коля захотел искупаться в озере. Подняв мутную глину со дна, он дошел до места, где вода была чуть выше колена, но не рискнул зайти дальше. Ноги у него были ледяными. При таких испытаниях от простуды группу спасал разве что чеснок, поедаемый и на обед, и на ужин. И, конечно, хорошее настроение!

Совет дня:

В день штурма перевала нужно проснуться очень рано - чем раньше, тем лучше. Собирайте бивуак оперативно - это поможет взбодриться и съэкономить время. Подъем на перевал 1А не занимает много времени - часа через 3 группа уже будет наверху. Однако спуск по пологому склону до воды (озера, реки) на Алтае занимает в 2 раза больше времени. В этом и заключается коварство таких вроде бы простых перевалов - штурман группы должен тщательно продумывать такие моменты.